Наука для всех. Открытие? Кто будет первым? 22.10.2019

При реализации системно-деятельностного подхода в обучении и для осуществления перехода от ученика знающего к ученику умеющему важной составляющей является организация самостоятельной проектно-исследовательской работы учащихся.

ооооВ учебный план старшей школы давно включен учебный предмет «Индивидуальный проект». Однако есть целый ряд объективных трудностей и с подбором квалифицированных педагогических кадров, и с внутренней готовностью старшеклассников создавать свои проекты. Данный курс является метапредметным и направлен на формирование исследовательской компетенции, на заложение теоретических и методологических основ проектной и исследовательской деятельности, и этим должны овладеть все выпускники школы. Однако высокомотивированным, одаренным учащимся все вышеперечисленное необходимо освоить гораздо раньше. Поскольку, например, уже для семиклассников участие в заключительных этапах всероссийских олимпиад школьников по физике, химии, биологии и экологии требует обязательного представления собственной исследовательской работы.
ооооРешение данного противоречия я вижу в введении курсов дополнительного образования, нацеленных на знакомство учащихся с проектной деятельностью как одним из способов применения знаний при решении проблем. В качестве примера я бы хотела привести курс «Наука для всех», рассчитанный на школьников 7‑10‑х классов.
ооооЭтот курс позволяет ознакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности, вооружить их соответствующими методами познания и сформировать познавательную самостоятельность. По окончании курса проводится публичная защита учебного проекта или исследовательской работы, закрепляющая опыт публичного выступления.
ооооАнализ и использование рабочих материалов данного курса на учебных занятиях и при самостоятельной работе учащихся позволяют с уверенностью говорить о формировании следующих ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые.
Учащиеся способны видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умеют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и принимать решения.
2. Общекультурные.
Формируется опыт освоения учащимися научной картины мира.
3. Учебно-познавательные.
Школьники уже на уровне основного общего образования осуществляют самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, учатся использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа. На всех этапах освоения курса развивается умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность - от постановки цели до получения и оценки результата.
4. Информационные.
Здесь следует сделать акцент на умениях выделять основную и второстепенную информацию, умении развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
5. Коммуникативные.
Учащиеся приобретают следующие компетенции: овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе и основными видами публичных выступлений. Сюда относится и следование этическим нормам, правилам ведения диалога, диспута.
6. Социально-трудовые.
Формируются навыки в сфере овладения этикой взаимоотношений со сверстниками при выполнении заданий на занятиях.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Происходит формирование культуры мышления и поведения, овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры и овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.


ооооХотелось бы остановиться на личном опыте использования рабочих материалов данного курса как средства формирования информационной компетенции - умения работать с текстами. Для развития данной компетенции подходят специальным образом подобранные тексты (научно-популярные, публицистические), на основе которых школьникам предлагается выполнять комплексы заданий:
оооо1. Учащийся находит и отбирает соответствующую информацию по заданным параметрам. Например, в тексте про получение железного купороса нужно подчеркнуть предложения, в которых речь идет о физических и химических превращениях.
оооо2. Учащийся отвечает на поставленные вопросы, используя предложенный текст и пользуясь дополнительной справочной информацией. Для развития коммуникативной компетенции учащимся предлагаются задания на аргументацию своей точки зрения. Например: «В школьном учебнике восьмого класса сказано, что чистый кислород впервые был получен английским ученым Джозефом Пристли. Посмотрите кинофрагмент, прочитайте статью «Удивительная история открытия кислорода. Кто же был первым?» и обоснуйте свою позицию по вопросу: кого можно считать первооткрывателем кислорода? Аргументируйте свой ответ».
оооо3. Учащийся в процессе выполнения задания трансформирует текст в схему или таблицу. Например, выполняет следующее задание: составьте схему превращений железа и его соединений согласно цепочке, описанной в тексте.

ооооЭто, безусловно, лишь отдельные примеры, которые раскрывают огромные познавательные возможности подобной формы организации учебной деятельности, заложившей основу современного развития открытой мотивационной образовательной среды. Именно она выступает для освоивших ее учащихся мощным средством продвижения в доступном научном материале. Формирующиеся понятия и самостоятельная интерпретация сути явлений становятся реальным, работающим основанием собственной мысли и новых знаний каждого ученика.

Автор: Нагайцева Юлия Николаевна

«УГ Москва», №43 от 22 октября 2019 года