Это нашей страны биография! 22.10.2019

Школа - это не только образовательный комплекс, это центр всестороннего развития каждого участника образовательного процесса, центр нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся. Школьные музеи - важный компонент такого подхода.

ооооВ текущем учебном году школа №368 отмечает юбилей - сорокалетие со дня открытия.

ооооМногое изменилось и в столичном образовании, и в самой школе за этот период, но неизменными остаются ценности, заложенные ее первым директором - народным учителем России А.С.Кухтинской, руководившей школой более тридцати лет. Школа - это не только образовательный комплекс, это центр всестороннего развития каждого участника образовательного процесса, центр нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся. ооооШкольные музеи - важный компонент такого подхода.
ооооПочти одновременно с открытием нашей школы в ней был создан музей боевой славы - один из первых школьных музеев в нашем районе. Сейчас музеев у нас четыре, и самый молодой из них, сертифицированный в январе 2011 года, носит название «Это нашей страны биография». Экспонаты, ставшие основой экспозиции, были подарены учителями, родителями и учениками и первоначально являлись частью другого музея школы - «Русь народная». Постепенно они были выделены в отдельную выставку, которая через некоторое время стала самостоятельной музейной экспозицией. Автором идеи и концепции работы музея, его популяризатором и составителем действующей экспозиции является Вера Павловна Дехтяренко, учитель биологии, более тридцати лет проработавшая в нашей школе и до 2018 года руководившая музеем.
ооооЕго экспозиция отражает историю нашей страны 50-70‑х годов ХХ века, в ней представлены разделы, посвященные истории образования в СССР, быту и досугу советского человека, истории нашего района и школы. В витринах музея находятся подлинные предметы быта той эпохи: школьные принадлежности, атрибуты октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, печатные издания. Отражена и культурная жизнь этого времени, широко представлены различные литературные журналы, нотные и стихотворные сборники, отдельный раздел посвящен трудовым наградам. Живой интерес у ребят вызывают экспозиции, связанные со школьной жизнью советского ученика, представленные в них экспонаты дают представление о том, чем увлекались ребята и чему они посвящали свой досуг.
Одной из задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Осуществляя связь времен, музей дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя следы своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Наш музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, сохраняя и экспонируя подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания гражданского самосознания и высокой нравственности является одной из важнейших задач, которая успешно решается и в настоящее время.
ооооДеятельность музея «Это нашей страны биография» включает в себя несколько направлений, в числе которых: участие ребят в поисково-собирательской работе и работа с музейным фондом; научно-исследовательская деятельность; организация постоянных и передвижных выставок; проведение экскурсий, вечеров и конференций; создание фотоальбомов и сборников материалов в помощь классному руководителю и педагогам-организаторам.
ооооВ поисково-собирательской работе с момента основания музея принимают участие и учителя, и школьники с родителями. Многие документальные экспонаты передаются из семейных архивов. Также наш музей тесно сотрудничал с этнографическим музеем сельской школы села Терехово Рязанской области, и некоторые экспонаты были получены оттуда.
ооооЭкспозиция музея помогает и в образовательном процессе. В течение нескольких лет наша школа была одним из участников городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы», а педагоги активно использовали пространство школьных музеев для того, чтобы сделать учебный процесс интереснее и ярче. Уже накоплен достаточно большой опыт в использовании материалов музея и выставок при проведении уроков истории, обществознания, литературы, биологии, окружающего мира, географии, экологии. На базе материалов музея также выполняются проектные работы.
На первом этаже нашей школы организуются передвижные выставки по актуальным темам с использованием материалов частных коллекций и музейных экспонатов. С ними гостей знакомят учителя или ребята из экскурсионной группы. Ежегодно мы организовываем не менее четырех передвижных выставок, темы которых отличаются разно­образием: «Игрушки наших родителей», «Учат в школе», «История денег на Руси», «Мы были первыми», «Д.И.Менделеев», «История одной вещи» и многие другие. Постоянно обновляются и стационарные разделы экспозиции.
ооооК сожалению, Веры Павловны нет с нами уже почти год, но начатое ею дело продолжается ее учениками, выпускниками и коллегами. Музей является частью уникального музейного комплекса, способствующего созданию мотивирующей образовательной среды для развития талантов обучающихся и педагогов. Работа будет продолжена и в этом учебном году: помимо традиционных мероприятий мы планируем возобновить работу клуба интересных встреч, продолжить деятельность по созданию сценариев уроков на базе школьных музеев в Московской электронной школе и провести творческий фестиваль «Это нашей страны биографии» в мультимедийном формате. Также планируется цикл экскурсий, посвященных трудовым подвигам советского народа, приуроченный к 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне.
ооооМы приглашаем всех желающих посетить нашу школу и более подробно ознакомиться с экспозициями и деятельностью школьных музеев.

Авторы: Нагайцева Юлия Николаевна, Кузнецова Наталья Юрьевна

«УГ Москва», №43 от 22 октября 2019 года