Переучивать ли леворукого ребенка? 24.07.2020

Говоря о леворукости и о возможных нарушениях, связанных с леворукостью, нельзя обойти важный аспект этой проблемы - переучивание. Чаще всего дилемма - переучивать или нет - возникает в начале школьной деятельности, но иногда целенаправленная борьба с леворукостью начинается задолго до школы. До недавнего времени переучивание левши было вполне обычным явлением. Особенно старательно это пытались делать учителя в школе, не препятствовали этому и врачи.

ооооВ реальной жизни левшам в праворуком мире не совсем удобно. Бытовая техника, приборы, станки, пульты управления рассчитаны в основном на праворуких людей. Видимо, это и определяет все еще нередкое желание многих родителей переучить ребенка.
ооооНа ведущую руку левши обращают внимание достаточно рано, еще до школы, в семьях с так называемой наследственной леворукостью. Родители стараются еще до школы переучить ребенка, желая по возможности оградить его от тех трудностей, с которыми они столкнулись сами при обучении в школе.
ооооЧасто родители левшей «забывают» сказать о леворукости ребенка учителю, а учитель не всегда подробно тестирует рукость. И ребенок начинает писать правой рукой. Первые шаги - всегда проблемы почти для всех, но проходит время, и именно на таких детей начинают обращать серьезное внимание, в конце первого, во втором и даже в третьем классе, то есть тогда, когда наиболее четко проявляются все трудности, связанные с переучиванием, когда становятся явными не только трудности письма, но и другие проблемы.
ооооВопрос о смене руки может положительно решаться только тогда, когда до школы ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой. Но о нецелесо­образности и пагубности переучивания говорит тот факт, что именно переучивание наряду со всем комплексом отрицательных воздействий школы может стать причиной возникновения неврозов. Согласно данным отечественных медиков у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких сверстников.
ооооК сожалению, часто взрослые не видят ничего особенного ни в повышенной возбудимости ребенка, ни в резких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах, которые могут не давать покоя.
ооооСамим детям порой трудно понять свое состояние, объяснить взрослым, что они чувствуют, да и взрослые не всегда готовы их выслушать. Кроме этого, ребенок чувствует неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство, нерешительность, боязнь повторить неудачу. При этом ребенок ищет пути, как избежать этих негативных переживаний. Один из вариантов - избегать условий, приводящих к неудаче. Но систематическое обучение лишает этого варианта избегания проблем ребенка. И тогда становится неизбежным конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему. Особенно остро воспринимаются неудачи, когда ребенок старается и очень ждет поддержки, а в ответ - нетерпение, недовольство. Потрясение, растерянность, окончательная потеря веры в себя завершают путь к неврозу.
ооооДоказано, что адаптация к школе у переученных леворуких детей проходит сложнее, длительнее. У детей проявляются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. После занятий эти дети жалуются на усталость, становятся апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особым трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон.
ооооСреди леворуких детей достаточно часто распространены школьные страхи. Это страхи перед неудачами в школе, порицаниями со стороны учителя и родителей.
ооооОднако заметим, что торопиться менять руку не следует, особенно в тех случаях, когда переучивание началось задолго до школы и пройден первый этап обучения (букварный период). Повторное переучивание может вызвать не меньший стресс. Учителю в такой ситуации нужно с пониманием отнестись к плохому почерку, к значительно более медленному темпу деятельности, создать условия, для того чтобы ребенок не чувствовал своей «ущербности».
ооооМногие специалисты рекомендуют использовать упражнения на расслабление.
ооооНа сегодняшний день в вопросе, связанном с леворукостью, еще много неизвестного, спорного, противоречивого. Но очевидно одно - насильственное пере­учивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения в школе, наряду со всем комплексом отрицательных воздействий школы может стать причиной и школьных трудностей, и нарушений психического здоровья ребенка. При переучивании угнетаются функции правого полушария, что может привести к нарушению речевых функций, зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать, пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Переучивание нарушает баланс взаимодействия правого и левого полушарий и приводит к неустойчивости психической деятельности и обучения.

Людмила Владимировна Высоченкова,
учитель начальных классов ГБОУ Школа №368 "Лосиный остров"

«УГ Москва», №28 от 14 июля 2020 года